| ||||||
|
| |||||
"Своды"Основным значением «сводов» было символическое соединение молодых. Традиционно «своды» в русских селах Ставрополья устраивали так. В доме родителей невесты собирались родные и знакомые жениха и невесты, сторона жениха приносила с собой угощенья. Гости усаживались за стол, а жених оставался стоять у порога той комнаты, где происходила церемония, кланялся всем, но за стол не садился. Затем в комнату входила невеста в сопровождении подруг, и жениху предлагала «выбрать» или «угадать» свою суженную. «Большая» подруга невесты обращалась обычно к жениху: « если богатый, то выкупи, если речистый, то вызови». Жених подходил к невесте, брал её за руку и подводил к столу. Родители спрашивали молодых, согласны ли они вступить в брак, « по воле ли выходят», на что молодые, как правило отвечали: « С родительской воли не выступаю», затем трижды целовали друг друга. Подруги невесты, стоя позади молодых, пели песню: « Выбирай мне, батюшка, человека». Гости пили за здоровье молодых, заставляли их снова целоваться при словах «горькая водка» и при этом шутили: « У него и рук нет,- говорили, обращаясь к жениху,- ему нечем косить и жену не прокормить»,-после чего жених обнимал невесту. «Ей нечем пироги в печку сажать, рубахи прать и у мужа в голове искать»,-невеста также обнимала жениха. Гости иногда пытались в шутку поцеловать невесту, а после поцелуя клали деньги или подарок на тарелку. Молодежь на «сводах» угощали отдельно от пожилых, в другом доме. В знак своего согласия на брак невеста дарила жениху платок. Иногда и родители дарили во время сводов небольшие подарки молодым. Во время сводов подруги невесты пели песни « Аленький цветочек» и другие. В середине 19 в. «своды» молодых часто устраивали во время сговора, а иногда сговор устраивали после «сводов». К концу 16 в. сговор ещё существовал как отдельный элемент свадебной обрядности – родители жениха шли к родителям невесты с угощением и вином, пировали и уговаривались о дне свадьбы, но в начали 20 в. Сговор (« договор») в большинстве сел уже не устраивали вовсе, ограничиваясь запоем и сводами, а часто и два элемента предсвадебной обрядности уже соединяли вместе – своды молодых устраивали во время запоя или « пропивали» невесту во время сводов, а основной момент традиционного запоя – выговаривание денег родителями невесты от стороны жениха – многие семьи стали делать, как уже сказано, во время сватовства. В украинских селах сводов не устраивали вовсе, запой- обычай, характерный для великороссов, - вконце 19-20 в.в. также не был обязательным элементом предсвадебной обрядности. Видимо, «запивать» после сватовства украинские переселенцы стали под влиянием русских соседей. Поэтому запой в украинских селах устраивали не вовсех семьях, и насил он чисто деловой характер- присутствовали только родители обеих сторон или самые близкие родственники. После сводов родители невесты ехали к жениху «двора смотреть». Там пировали 1-2 дня, но без жениха и невесты. В 19в после пированья отец невесты требует настоятельно у отца жениха показа пожитков. Тогда отец жениха ведет вовсе свои амбары. В начале 19в из этого обряда уже исчез действительный осмотр хозяйства жениха родителями невесты, а осталось только веселое гуляние. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |