Испокон веков в один из самых важных дней в своей жизни девушки с замиранием сердца надевают особый наряд – подвенечное платье. Сегодня все чаще невесты в разных уголках земли откладывают традиционные национальные платья и выбирают свадебное платье европейского образца. Неудивительно, ведь оно имеет наиболее динамичное развитие и богатую историю.
Какой была эта история? Когда и где она начиналась? Какой путь проделало в «сегодня» белое подвенечное платье?
История свадебного платья
Свадебные платья в том виде, в котором мы знаем их сейчас, появились в моде относительно недавно. До 20 века свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало! Приглашаем вас, дорогие читатели, совершить увлекательный экскурс в историю свадебного костюма, начиная с 15 века. Да, да, именно таким временем датированы самые ранние изображения свадебного костюма, дошедшие до наших дней.
Цветовые сочетания свадебного костюма, которые сложились к 19 веку и окончательно закрепились в 20-м, а именно - разные оттенки белого и экрю, появились очень поздно, только в эпоху Наполеона. До этого свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.
Заметим попутно, что термин "свадебное платье" существует исключительно в советской терминологии, поскольку брак при социализме не был церковным. В контексте разговора об историческом костюме корректней употреблять термин "подвенечное", т.е. платье, в котором "шли под венец", венчались.
Свадебная одежда сильно разнилась в зависимости от вероисповедания и конфессиональной принадлежности - то, что носили католики, православные, иудеи, мусульмане и представители других конфессий, имело больше отличий, чем сходства. Это существенное обстоятельство, поскольку оно обязывает нас обозначить рамки нашего небольшого исследования - не "свадебный костюм" вообще, а свадебный костюм преимущественно европейский, т.е. бытовавший в рамках католицизма и протестантизма.
Самые ранние изображения средневекового свадебного костюма относятся к 15 веку. Главное, что сохранилось в готическом свадебном костюме из древности, это его новизна - свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был одеваться впервые, т.е. он специально готовился к этой церемонии. Подвенечное платье заказывалось вместе с приданым невесты и составляло часть этого приданого.
Подвенечные платья: благородная простота
Европейское платье, как тип одежды, точнее его прообраз, родилось в Греции. Греки приложили прямоугольный кусок материи к телу, скрепили на плечах декоративными булавками – фибулами, свободно прихватили поясом, расправили складки и назвали такое платье «пеплос» для женщин, «хитон» – для мужчин.
Этот было и просто, и гениально, и красиво, и универсально. В пеплосы и хитоны одевали греки своих богов, детей. Сами же одевались в такие платья и в будни и в праздники.
Невесте-гречанке ко дню свадьбы нужно было только подобрать более тонкое полотно для платья, чтобы выглядеть ещё грациознее в мягко струящихся складках спадающего до земли пеплоса. Невесты-аристократки могли позволить себе пеплос из дорогостоящей белой ткани.
Любили греки и орнаментальную отделку в наряде. Рисунок орнамента – геометрически сдержанный. Во всём, что бы греки ни делали, они руководствовались чувством меры и гармонии.
Невесте на голову возлагался венок или покрывало. В простом и ясном мироощущении греков веночек из скромной окружающей растительности был могучим символом. Лавровый венок до сих пор остался наградой победителя. Невесте в торжественной обстановке надевали на голову венок из живых цветов.
И конечно, украшения. Это серьги, браслеты, перстни, ожерелья. Из драгоценных металлов, слоновой кости. Утончённый вкус невесты-гречанки был, конечно, благосклонен к украшениям. Но всё в меру.
Искусство одеваться у греков заимствовали римляне. Платья носили такие же. Только формообразующий принцип драпировки в греческой одежде римляне возвели в культ. Девичью фигуру невесты поверх платья с головы до пят задрапировывали в покрывало из тонкой дорогой ткани. Покрывало называлось фламениум. Красота узора драпированных складок и была красотой свадебного наряда. Огненно-желтый цвет свадебного покрывала, вероятно, был связан с цветом солнца, как с символом источника силы, света и жизни.
Фламениум был торжественным убранством, и снимать его можно было только по прибытии домой, и только законному супругу.
Красна девица
Римское платье было усовершенствовано в Византии: появились полноценные рукава, в наряде присутствовала многослойность – надевали несколько одежд сразу, одна на другую.
Такая же новая женская мода из Византии попала в Древнюю Русь. И вплоть до XIX века русские невесты в день венчания чинно надевали длинную рубаху с широкими рукавами, на неё – сарафан, поверх сарафана – душегрею. На сарафане – вертикальная полоса с позументами.
Особы княжеских кровей обязательно надевали плащ-мантию. Русский плащ из тяжелой парчи с золотым шитьём выглядел драгоценным окладом статной невесты.
Девушки на Руси были статными, белолицыми и румяными. Широкие, тяжелые, длинные одежды свадебного наряда определяли гордую осанку и манеру двигаться. Под грузом одежд невеста не могла «идти замуж», она могла выступать плавно, несуетливо – как лебедушка. Вдоль щек позвякивали подвески-рясы – украшения, прикреплённые к венцу-обручу – головному убору невесты.
Цветом любимым и праздничным был красный – на старославянском значит «красивый».
Прямой, расширенный книзу силуэт русского свадебного наряда у знати сохранялся до XVIII века, пока Пётр I не приказал следовать всем, и барышням в том числе, европейской моде, и больше в русское платье не «рядиться». С тех пор традиции княжеской Руси ещё сто лет сохранялись только в народной глубинке. Вспыхивали ярким красным цветом сарафаны невест на свадьбах. В столицах же теперь стали модными декольте, рюши, оборки, банты и пр.
Подвенечное платье. Кто придумал декольте?
Поставив их бок о бок, её спросили вновь,
Отдаст ли королевичу она свою любовь
Сказала «да» чуть слышно в конце-концов она,
И тут же Зигфриду была женой наречена.
(Песнь о Нибелунгах)
Не так-то просто Зигфриду и другим средневековым рыцарям было услышать от возлюбленной «да» и вместе с ним получить на свадебной церемонии долгожданный поцелуй. Многочисленные подвиги во имя Прекрасной Дамы, с блеском выигранные турниры, слава доблестного воителя (побеждённого всего один раз – избранной Дамой – и навсегда)... Только в таком случае недоступная красавица соглашалась пойти под венец.
Средневековая европейская невеста – это хрупкое, почти бестелесное и одухотворённое создание. Она имела покатые плечи, узкие ладони с длинными пальцами и нереально узкую талию. Как ей это удавалось?
Свой неземной образ невеста XII–XIV веков сконструировала, конечно же, с помощью платья. Линия талии поднята до груди. Пышная юбка от широкого пояса под грудью ниспадает мягкими фалдами, контрастно выделяя узкую верхнюю часть силуэта – бюст, стянутый корсетом. Тонкая шея и грудь обнажены глубоким остроконечным вырезом платья. Вырез делался таким глубоким, что его нужно было закладывать вставкой из прозрачной вышитой ткани. Декольте пряталось в меховой опушке. Мехом – беличьим или редким горностаем, отделывался и низ платья.
Рукава очень узкие, тесно облегают и часто закрывают кисть. Пластика тонкой руки, обнаженная шея, удлиненные пропорции – это бургундская мода – верх изящества.
Завершался образ устремленным вверх (до 70 см высоты) остроконечным колпаком – генином и вьющимся по земле за новобрачной шлейфом. На верхушке генина была закреплена легкая вуаль-фата, которая развивалась во время свадебного шествия и вторила шлейфу.
Костюм невесты состоял из нижнего платья – котт, и верхнего – сюрко.
Многослойность наряда выставлялась напоказ. Из-под верхнего платья кокетливо выглядывало нижнее. А из-под нижнего высовывались длиннющие носки клювообразных ботинок-пуленов.
Венчальный наряд западного средневековья – это наряд ярко-красного, алого, пурпурового цветов.
До XV века в сундуках девушек из состоятельных семей обязательно хранилось свадебное красное бабушкино сюрко. В нём из поколения в поколение выходили замуж старшие дочери семьи.
Свадебный наряд невесты во времена инквизиции, уничтожения ведьм и крестовых походов был чуть ли не единственным видом одежды, в котором разрешались модные вольности и излишества, и стоить подвенечный наряд мог целое состояние.
Интересно, что, пока светские красавицы придумывали сказочные свадебные наряды, царственные особы консервативностью нарядов демонстрировали незыблемость традиций. При заключении династических браков и жениху и невесте шили почти одинаковые мантии, например из золототканого шелка, покрытого узорами с изображением птиц, шиповника и полумесяца.
Средневековье оставило в наследство невестам будущего массу незаменимых элементов свадебной одежды. «Королевский» шлейф, декольтированный вырез, корсет. Кстати, «корсетом» прежде в Англии называли часть рыцарских доспехов, закрывавших грудь.
Шнуровка лифа, пояс также были оценены не только с функциональной точки зрения, но и как детали эстетические.
Труд был проделан большой. Но поклонение принцев-рыцарей заслуживало того, чтобы были приложены усилия в сотворении волшебного женского образа (от французского «modus») – и вместе с ним понятия моды.
Современность
ХХ век не только придал аромат экстравагантности платью невесты, но и навсегда изменил основную традицию: отныне не родители девушки, а она сама могла выбирать самый главный наряд в своей жизни. И здесь на помощь юным невестам пришли настоящие профессионалы, превратившие свадебную моду в весьма прибыльный бизнес. Ну а потенциальным хранительницам домашнего очага отныне приходится полагаться не только на советы из глянцевых журналов, но и на собственный здравый смысл, ведь при покупке свадебного наряда необходимо учесть не только стоимость самого платья, но и сопутствующих аксессуаров (туфли, фата, нижнее белье, украшения), а также принять во внимание работу портного, которому наверняка придется подгонять туалет вашей мечты по фигуре.
Ведущей тенденцией последних десятилетий стал стремительно увеличивающийся возраст невест. Все большее количество женщин, вступающих в брак, предпочитает неформальный стиль, часто ограничиваясь платьем для коктейлей или же брючным костюмом. Ну а молодая красавица в белой фате с небольшим животиком уже не вызывает ни былого удивления, ни тем более осуждения. Более того, от нее больше не требуется скрывать свое «интересное положение» или же отказаться от роскошного белого платья, которое так удачно подчеркивает округлившиеся формы.
Для тех же, кто предпочитает обзаводиться потомством после свадьбы, модные дизайнеры предлагают самую разнообразные стилистические решения, в которых преобладают минимализм и классические линии (Джорджо Армани), маленькие рюши, украшающие тесно облегающее фигуру платье (Карл Лагерфельд для Шанель), струящиеся женственные линии, пышные шелковые юбки и открытые корсажи, обнажающие плечи (Эли Сааб), многослойный тюль и ретро-стиль (Джон Гальяно для Кристиан Диор), а также стилизованные под «русскую старину» наряды, украшенные мехом и перьями (Жан Поль Готье).
Для невест, чьи финансовые возможности не позволяют рассчитывать на эксклюзивные модели от известных домов моды, к услугам целая армия модных специалистов, которая сходится в одном: свадебный стиль 2005 полон женственности и цвета. Отметим, что «цветная» мода стучалась в дверь свадебного гардероба на протяжении последних пяти лет, однако лишь в этом сезоне она, наконец, стала ведущей тенденцией. Вместе с голубым, пурпурным, сиреневым и даже ярко-красным цветом в свадебную моду проникли обнаженные плечи, короткие юбки, шлепанцы и даже купальные костюмы, которые вполне естественно смотрятся на экзотическом пляже, превратившемся в весьма популярное место для бракосочетаний.
Самым отчаянным представительницам «прекрасного пола» возможно придется по душе «этнический» стиль, который наверняка получит новый импульс после торжественного бракосочетания Элизабет Херли и ее индийского возлюбленного Аруна Найара. Английская супермодель решила удивить видавших виды соотечественников, заказав настоящее индийское сари у своей близкой подруги Донателлы Версаче.
Впрочем, если вам по душе более спокойный и сдержанный стиль, полистайте гламурные журналы с описанием свадьбы принца Чарльза и его давней возлюбленной Камиллы Паркер Боулз. Шифоновое платье и шелковое пальто с изысканной вышивкой, в котором появилась новая супруга наследника престола на гражданской церемонии, а также великолепный наряд в средневековом стиле, продемонстрированный во время религиозного обряда наверняка вызовут массу подражаний. Любопытно, что дизайнер Робинсон Валентин провел немало времени в музее королевы Виктории и принца Альберта, создавая ткани и узоры, которые могли бы удовлетворить запросам сиятельной заказчицы.
Какое платье вы не выбрали и какому бы стилю не отдали предпочтение, всегда помните, что свадебный наряд станет неотъемлемой частью вашей биографии, оставшись не только в свадебном альбоме, но и в воспоминаниях о том чудесном дне, когда почувствовали себя настоящей принцессой.