| ||||||
|
| |||||
Сватовство
В 19 – начале 20века свадьбы на Ставрополье происходили осенью, в «мясоед», после окончания полевых работ, в основном в октябре, ноябре, на Покров, реже после рождества.
Сватать невесту приходили 2-4 человека, в русских селах это были обычно родственники жениха, часто отец и мать, иногда сосед, а в украинских селах приходили обязательно 2 мужчин «старосты» - соседи или родственники жениха, а иногда и сам жених. Если сваты получали согласие, то в этот же день или на следующий приходил жених с родителями, они приносили с собой угощение, водку. Удачный исход сватовства во многом зависел от сватов, их умения расположить родителей невесты – «если сваты нравились, то отдавали, а если нет, то нет», - вспоминают старики, поэтому сваты выбирали красноречивых людей, пользующихся в селе уважением. Сваты – «сходатаи» (как их кое-где называли) были празднично одеты, часто с палками в руках. Они обязательно несли с собой хлеб, часто вино и закуску. При отказе этот хлеб уносили назад.Свою речь сваты начинали с традиционного аллегорического обращения – «Пустите странних людей переночевать» или заявляли о пропаже и поисках тёлочки. Как правило, ответ сватам откладывали до следующего дня, чтобы посоветоваться с родными, но хлеб в таком случае оставляли в залог того, что родители не против этого брака. Часто бывало, что сватать одну девушку приходили сваты из двух-трёх семей (парень, видя, что к его невесте направляются сваты от другого, тут же посылал своих сватов «перебивать»).
Если родители решили на другой день отказать сватам, то часто хлеб, принесенный ими,передавали назад с соседом. Делалось это для того, чтобы меньше позорить жениха и его сватов, так как односельчане, видевшие сватов или жениха, несущих назад хлеб, смеялись над ними, считали это позором для жениха. Вернуть жениху хлеб называлось в начале 20века в некоторых сёлах «повесить чайник».
Сама девушка стеснялась непосредственно сказать родителям, что ей нравится жених, а передавала это через сестру: «Скажи мамушке, чтобы отдали меня, я пойду за него». Если же родители спрашивали дочь, хочет ли она выйти замуж за сватающегося к ней жениха, то в случае согласия девушка отвечала: «Как хотите, дело ваше», подчеркивая тем самым своё послушание и уважение к родителям. Прежде, чем дать окончательный ответ сватам, родители всегда узнавали о семье жениха, уживчивая ли будет свекровь, добрый ли свекор. Однако решающим в выборе мужа для своей дочери было материальное положение семьи жениха. Нередко сразу же во время сватовства родители невесты «выговаривали» у родителей жениха или сватов, имевших на то полномочия от отца жениха, « на стол» рублей 50-100. Эти деньги назывались «выговор», они шли на «дары» невесты родных жениха или же наряды для невесты. Состоятельные семьи добавляли к «выговору» на подарки рублей 100 своих, а бедные семьи, напротив, выговаривали у родителей жениха подарки для себя. В украинских селах, когда вопрос о свадьбе дочери был решен и сваты получили положительный ответ, невеста разрезала принесенный сватами хлеб крест накрест; при этом сваты подносили всем присутствующим родственникам водку, а невеста, в знак благополучного окончания переговоров, перевязывала им через плечо вышитые рушники.
Важнейшими моментами предсвадебного периода были устраиваемыми в доме невесты встречи с родней жениха: «запой» («сглядки», как называли его в отдельных селах), а затем «своды» и «сговор». Во время запоя родные жениха приходили к родителям невесты с угощением и выпивкой, стороны договаривались о дне свадьбы, подарках, о размере «выговора», если это было не сделано во время сватовства.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |