| |
|
вверх
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выбор крестных родителей
В народе говорят: “Родителей не
выбирают, они даются Богом”. Это
совершенно верно. А как же народная
традиция относится к выбору крестных
родителей?
Крестных родителей, как правило,
выбирают из числа родственников (в
отдельных случаях даже самых близких) и
друзей. Это должны быть благопристойные,
уважаемые люди, которые осознают свою
ответственность за воспитание своего
крестника перед Богом и людьми. Ведь
крестные родители будут знать
крестильное имя вашего ребенка.
Недобросовестный человек может забрать
у младенца удачу, счастье, здоровье и
принести много горестей. Вспомните:
любая словесная формула, направленная
на исцеление недуга, или оберег
направлены на конкретное имя, ибо только
тогда они могут быть результативными.
Крестными родителями не могут
быть неверующие, некрещеные,
несовершеннолетние люди. Хотя в ХХ ст.
зачастую ими становились 12—15-летние
девочки и мальчики. А потому еще и еще
раз уточняем: крестных родителей своему ребенку — мать и отца —
необходимо искать в счастливых семьях,
где есть определенный достаток и
обязательно дети, поскольку всегда
считалось, что судьба крестных
родителей передается их духовному
воспреемнику (крестнику или крестнице).
Крестные родители не должны быть
мужем и женой.
К нашему сожалению, известно
немало случаев, когда счастливые
супружеские пары распадались, а
причиной становилось то, что молодые
люди сначала покрестили ребенка, а потом
поженились, и наоборот, супружеская пара
стала крестными родителями ребенка.
Недаром в народе возникло немало
фривольных анекдотов о кумовьях.
Христианские каноны все расставляли по
своим местам: крестные родители —
духовные родители, и плотских отношений
между ними быть не должно! Наша народная
традиция предусматривает ту ситуацию,
когда муж и жена могут крестить детей, но
при одном условии: муж становится
крестным отцом одного ребенка, а его
жена крестит другого младенца.
Чтобы не навредить самому себе — не
“передать” собственное счастье
супружества, необходимо следовать
золотому правилу народной культуры:
женщина (девушка) первым может
покрестить только мальчика; мужчина (юноша)
первой может покрестить только девочку.
Крестных родителей могли брать
для каждого ребенка в отдельности, а
могло быть и так, что одна пара крестила всех детей в этой семье.
Выбирая крестных родителей для
ребенка, “родившегося на трех нулях” (т.
е. в дате его рождения есть три нуля,
например, 25. 05. 2000; 10.12.2005; 10.10.2005),
необходимо знать: в полной дате рождения
(число, месяц, год) крестного отца и
крестной матери не должно быть ни одного
нуля.
Народная традиция очень осторожно
подходила к осмыслению понятия “перекрестного
крещения”, т.е. “открещивания” — я
покрестил ваших детей, а вы — моих. Лучше
таких ситуаций избегать.
В крестные родители никогда не
брали:
— беременных женщин, женщин на
протяжении 40 дней после родов;
— тех, кто развелся или овдовел;
— тех, кто дожил до 40 лет и не создал
своей семьи или не имеет детей;
— тех, чьи имена совпадали с именами
родителей ребенка, считалось, что тогда
крестная пара очень скоро “заменит”
родную пару родителей;
— тех, у кого умер крестник.
Если в семье по разным причинам
умирали дети, как говорят на Беларуси —
“не гадуюцца”, то при выборе крестных
родителей следовало предпринять
некоторые контршаги. В таком случае для
новорожденного в крестные брали:
— брата или сестру отца или матери
ребенка;
— если нет таких родственников или по
каким-то причинам они не могут быть
крестными, то в кумовья брали первых встречных (считалось, чем
дальше он уйдет, тем дольше проживет
ребенок): отец шел на перекресток и
первого, кого встречал, просил быть
крестным его ребенка;
— особенно удачным в таком случае
считали взять в крестные старца.
Считалось, что если девушка “засиделась
в девках”, то она может изменить свое
положение, если покрестит
незаконнорожденного ребенка — мальчика.
Как только он начнет ходить, она выйдет
замуж.
Не имея веских причин,
отказываться от кумовства нельзя. Но как
же правильно поступить в том случае,
когда сталкиваются два, три, а иногда и
четыре взаимоисключающие положения
народной традиции? Те, кто приглашает
вас в крестные, должен прежде, чем
просить об оказании услуги, самому
взвесить все за и против. Если же люди по
тем или иным причинам не сведущи, вы сами
вправе объяснить требования
многовековой народной традиции,
обязательно сославшись на то, что
несоблюдение обрядовых регламентаций
может навредить здоровью либо крестника,
либо ваших собственных детей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|