Происхождение молокан.

Считается, что происхождение молоканства было во второй половине 60-х годов XII века. Основателем секты являлся крестьянин Тамбовской губернии Семен Уклеин. Однажды он встретился с одним из основателей духоборчества, Побирохиным, женился на его дочери и принял духоборческое учение. Но через некоторое время они разошлись во взглядах. Отделившись от духоборцев, Уклеин сблизился с последователями протестантского рационалистического учения Тверитинова, которых в то время немало было в России. Из них он организовал свою секту. Именно идеи Тверитинова повлияли на формирование молоканского рационализма.

Название молоканства было дано секте еще в 1765 году тамбовской консисторией, так как сектанты в пост потребляли молоко. Сами же они называют себя «духовными христианами», а усвоенное ими название молокан объяснили тем, что исповедуемое ими учение есть то «словесное молоко», о котором говорится в Священном Писании. Молокане терпимо относятся к представителям других религиозных вероисповеданий, однако браки с ними запрещены, в том числе и с русскими православными. Они верят в Бога и в возможность непосредственного общения с ним. Считают, что залог спасения человека- это его добрые дела. Добросовестный труд – одна из заповедей молоканской этики «добрых дел».

Молокане отрицают православную церковь, ее таинства и обряды, почитание святых, их мощей и икон. Они признают Библию как источник религиозной веры.

В воскресные дни собираются на собрания, которые проводятся в обычных помещениях. Богослужения состоят в чтении текстов Библии и пении псалмов. Семейные обряды совершаются бесплатно. Молокане отрицают троичность Бога. Они всегда были далеки от политики, поэтому покорялись любой власти, как данной Богом. Не признавали ни войны, ни революции, в которых, по их мнению, проявлялись «животные страсти человечества».

Молокане обрядов своих никому не навязывают. Но сами, куда бы судьба не забрасывала, стараются строго соблюдать каноны. А от привычного нам православия их обряды отличаются значительно. Вместо церквей с богатым убранством у духовных христиан—комната с грубо сколоченными лавками и столом. Это для того чтоб ничего от общения с Богом не отвлекало. Единственное «украшение» нового молельного дома в Юце - это часы над входом и скромные зановесочки на окнах. Нет икон: в Евангелии сказано, что Христос запретил себя рисовать. Вообще, чтобы молокане не делали, они всегда стараются подчеркнуть верность поступка цитатой их Нового Завета. Ветхий же Завет Духовными христианами признается только как исторический источник, «ибо там нет духа святого, а господствуют веления плоти».

При служении мужчины садятся с одной стороны ,женщины – с другой, лицом друг к другу. Религиозный культ сводится к молитвам, проповедям и пению духовных песен. Пение основано на русских народных традициях. Каждый слог делается ударным и тянется, что создает монотонный медитативный ритм. Молокане не носят крестов на теле и не ставят их на могилы. По их мнению «это орудие убийства, на нем Христос был распят». Крест, считают они, у каждого свой—это вся жизнь человека. Крещение духовные христианы проводят без ритуального омовения в купели. Пресвитеп просто благословляет крестимого на служение Богу и людям. Все обряды, в том числе крещение, венчание, отпевание и прочие проводятся у молокан бесплатно. Нет среди молокан и попрошаек—христарадников—работает принцип «живи на своем», не принято также брать с собой продукты со стола, накрытого по случаю какого—либо события.

Комната, где в воскресные дни молокане собираются на собрания (чтение священных книг)

Священные книги молокан

Так выглядит угольник в семье Полениных (за рушником Библия и псалтырь)

Молокане не носят крестов на теле и не ставят их на могилы.

Традиции и обычаи наших предков

в век информатизации

Hosted by uCoz