"Накапливая систему норм и
ценностей прошлого, не им созданного,
ребенок должен воспринимать их как ценности,
и как средство для создания ценностей
новых, своих. Для этого он должен
научиться видеть в культурном
историческом опыте тот импульс, который
там содержится, понять, как этот импульс
формировал человек, его событие." В
последние годы падает уровень духовной
культуры общества и подрастающего
поколения, отсутствуют иерархии
ценностей, нравственно-ориентированные,
привлекательными и престижными
становятся невысокие образцы "легкой
культуры", проявляется непонимание
значимости культурно - исторических
памятников, низкая культура чувств,
незначительный интерес к истории,
непонимание ее закономерностей, идет
процесс углубления противоречия между
старшим и молодым поколениями.
Поэтому в нашей школе патриотическому
воспитанию уделяется огромное внимание.
Школа является базовой, в Арзгирском
районе, но по патриотическому
воспитанию молодежи. За долгие годы
сложились добрые традиции.
Работает прекрасный коллектив,
созданы условия: есть бассейн,
спортивный зал.
Педагогический коллектив школы
успешно решает эту проблему через
создание воспитательных центров. И
одним из таких центров, куда непрерывно
идут дети, можно назвать Музей боевой
славы "Память", созданный к 60-летию
Победы в Великой отечественной войне.
Бесценно в его значение в создании
особого микроклимата в школе. Музей
дружит со всеми детскими объединениями
школы, района, поддерживает связь с
ветеранами войны и труда.
С учащимися младшего школьного
возраста занятия рассчитаны на несколько
лет они носят подготовительный характер,
подводя к последующему осознанию
исторического знания предметов и
явлений. Ведущий метод - игровой. Темы
занятий цикла "Здравствуй, музей!"
имеют одну задачу - помочь младшим
школьникам ответить на вопрос: "В чем
выражается память о людях и почему
важно хранить эту память!".
Работа с предметом на занятиях с
младшими школьниками строится таким образом,
чтобы его основные достоинства и
особенности были подчеркнуты, и он
воспринят как некая ценность, весточка
из прошлого. Например, при рассмотрении
предмета в Великой Отечественной войны
детям предлагается отыскать в них
спектр ценностей для современных людей,
установить через них связь обыденного и духовного,
подумать, откуда мог прийти этот
экспонат. Так, на занятии " Пишет
солдат" фронтовое письмо или конверт
приходит в сегодняшний день из
пространства другой жизни, из прошлого
как свидетельство, знак человеческих
действий. Почтовой конверт служит
другому человеку символом любви, помощи,
поддержки. К детям приходит осознание
того, что предметы могут вернуть человека
в далекое прошлое, рассказать много
интересного о том времени, когда нас еще
не было.
Образы исторических предметов и явлений
в работе со школьниками просты, всегда
конкретны. Они составляют необходимый
фундамент для дальнейший
систематической работы по формирования
исторического сознания. Важно, чтобы
ребенок не только погрузился в мир
представлений о прошлых эпохах, но и
связал их с системой ценностей
собственного мира.
Направленность работы на втором уровне
носит ориентировочный характер. Занятия
предполагают многообразие информации.
Это важно, так как музейная среда и
музейный предмет обладают большими
возможностями эмоционального
воздействия в нравственном воспитании.
Для актива обязательным является "погружение"
в вопросы, связанные с музейной
спецификой. Тематика занятий дает
представление о системе ценностей людей
военного времени. Например, на занятиях
"урок трудных дней" и "Исповедь
опаленной души" воспитанники
проникают в мир переживаний участников
этих событий, в трудную обстановку, в
которой находились люди, оторванные от
привычной мирной жизни, и понимают,
насколько важно человеку, где бы он не
находился, сохранять связь с близкими
людьми, со своей малой родиной.
Цель работы на третьем уровне - пробудет
историческое сознание через
формирование ценностного отношения к
историческим образам, мировоззрению
человека, отношению человека к обществу,
к другим людям. Соответственно
углубляется содержание изучаемого, усложняются
формы занятий. В основе занятий - диалог .
Сложившаяся система целенаправленной
работы Музея боевой славы "Память"
помогает педагогическому коллективу
школы в воспитании человека - гражданина,
свидетеля и участника истории.
В школьном Музее боевой славы собран
богатый материал по истории Великой
Отечественной войны. Экспозиции музея
рассказывают о вкладе арзгирчан в
разгром фашизма. В канун 60-летия Победы
музей актировал работу по сбору
материалов о ветеранах войны и труда.
Активисты школьного музея изучают
архивные материалы, заметки из
периодических изданий газеты "Заря",
посещают на дому ветеранов и записывают
воспоминания. В Музее создается картотека оставшихся в живых на 2005 год .
По району их чуть более полторы сотни, из
них 40- солдаты военного призыва. Но
участники боевых сражений для нас
ветераны - живая память, живая книга - это
не просто слова.
Ежегодно в канун и9 Мая - праздника
Победы, в школе проводится живой урок
истории "Навечно в памяти народной"
здесь все нам дорого: каждая минута
общения с очевидцами исторических
событий той страшной войны и минута
молчания и факельное шествие и
обращение молодых к ветеранам.
"Текст
письма ветерану".
Чем
дальше время отодвигает последний залп
войны, тем вы ближе, дороже, роднее, становится
для нас живущих.
Вы
люди суровых испытаний
Славные
солдаты войны вы прошли трудные дороги
Вы
видели смерть, пережили
Потери
родных и близких, но
вышли
вперед, потому что знали
надо
выстоять, надо победить.
Вы сумели показать всему миру, что
значит русский характер, что может
сделать советский человек, если речь
идет о защите Отечества. Как в капле воды
отражается солнце, так в подвигах ваших
отражается героизм нашего народа. О Вас
можно создавать легенды, писать
рассказы, очерки, Ваши военные подвиги и
Ваша жизнь сегодня зовут нас к новым
свершениям во славу нашей Родины. В год
празднования 60-лнтия мыв молодое
поколение говорим Вам сердечное спасибо
за спасение жизни на земле, на которой
родились наши матери и отцы, на которой
живем мы под мирным небом.
На базе школы действует клуб "патриот".
Девиз клуба "Мы готовимся к присяге на
верность Отечеству". Деятельность
клуба направлена на подготовку
подрастающего поколения к защите родины,
к службе в Российской армии,
патриотическому воспитанию молодежи.
Ребята неоднократно представляли район
на краевых соревнованиях, за что имели
награды и благодарственные письма.
В школе создано многопрофильное детское
объединение "Патриоты России".
Целью работы стало объединение
детей в единый сплоченный коллектив,
который будет делать добрые дела для
одиноких престарелых жителей нашего
села, помочь каждому школьнику жить
увлекательно, интересной жизнью, стать
умным, сильным, честным человеком -
гражданином своей Родины.
Отряд милосердия проводит мероприятия
по благоустройству воинских
захоронений, проводят ремонт реставрацию
мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих
память о погибших при защите отечества.
Организованна работа поста №1 в центре
села у памятника неизвестному солдату.
Список
участников Великой Отечественной войны,
закрепленных за классами.